Новости
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
ФК «БАЛТИКА»
Калининградская область

Новости

«Ум и развитие в нашем футболе ещё есть»

– Какие команды чаще всего показываете на теории в «Балтике»?

– Помнишь, как быстро вернулся назад «Атлетико» при контратаке «Локомотива» в московском матче? В прошлом сезоне так бежал «Лидс». При этом «Локо»-то довел атаку до удара, а «Лидс» добежал, съел и побежал в свою атаку. 

Мне кажется, нужно тренировать персональную опеку, поэтому сейчас много нарезаем «Лидс». У Бьелсы спросили, почему они так играют, он объяснил: «Мы не защищаем пространство, где нет соперника». «Сантос» при Сампаоли очень часто использовал персоналку, в ФНЛ – «Торпедо» по всем участкам поля, еще «Химки» – чаще всего при прессинге.

Уже говорили, в Европе топ – «Аталанта». Не видел ни одной команды, которая бы доставила «Сити» Гвардиолы столько проблем. Да, первую игру «Сити» выиграл 5:1, но, во-первых, не хватило сил, во-вторых, слишком большая разница в классе. Второй матч (1:1) – абсолютно равный, последние минут 20 «Сити» даже не знал, что делать.

«Ман Сити» – идеальная модель в плане расположения игроков. С «Этихада» хорошая картинка, видно почти всю команду – это важно, потому что постоянного доступа к тактической камере у нас нет.

 

– По Бьелсе: зачем быть стилистическим гением, по большому счету, забивая на результат?

– Разве результат может заставить анализировать? Анализировать можно процесс – результат может быть достигнут вопреки ему. 

«Лестер» стал чемпионом не из-за того, что у него была лучшая идея или что он лучше всех играл. «Лестер» стал чемпионом благодаря обстоятельствам, которые сложились в конкретный момент.

Без реальной оценки того, что ты заслужил, и того, что ты получил, можно обмануть всех.

В этом сезоне ФНЛ соперники «Балтики» иногда два раза переходили центр поля и один раз били – но забивали. Неужели можно отменить всю нашу работу, если мы проиграли в таком матче?

Футбол – вероятностный вид спорта, может произойти что угодно. Так что нужно концентрироваться на идее и процессе.

В России все оценивают игру только через результат, не хватает экспериментов. Не боятся в РПЛ только Семак, Карпин и Гончаренко

 

– После матча с «Торпедо» (1:1) вас спросили о заменах, а вы ответили, что журналисты должны внимательнее смотреть игру. Тоже воспитание культуры?

– Человек приходит на пресс-конференцию и не отличает позиции игроков. Меня спросили, почему я не выпустил флангового игрока Глушкова вместо центрального полузащитника Шаваева. Я ответил жестко, но считаю, что правильно – если хочешь задавать вопросы, будь готов. Ты мне задаешь интересные вопросы – мне интересно тебе отвечать, потому что хочу, чтобы ты понял ход моих мыслей.

Конечно, любому неприятен жесткий ответ. Если человек пришел неподготовленным, он не только не уважает меня – он показывает, что можно прийти на «Балтику», не смотреть игру и потом некомпетентно писать.

После той пресс-конференции журналист подошел и извинился. Я тоже – потому что действительно был груб. Но, видимо, иногда нужно чуть подтолкнуть человека, чтобы он стал двигаться в правильном направлении.

 

– «Тренер – это от 10 до 12 процентов результата».

– Статистика показывает, что смена тренера по сезону не ведет к подтверждению высоких ожиданий, которые были перед сезоном. На какой-то период результат улучшается, но потом рандомно возвращается к тому, что было. Фактически ничего не происходит, но игроки переживают стресс, может поменяться состав, стиль игры.

Тренер берет на себя ответственность за принятие решений по составу, стратегии – тут широкий спектр полномочий. Но кардинально изменить все нельзя, потому что ограничение – футболисты.

 

– Получается, вы согласны с выводом, что больше всего решает зарплатная ведомость?

– Это так. По статистике, зарплатная ведомость на 90 процентов определяет положение в таблице. Если все структуры клуба работают на четверку, нет провала по селекции, медицине, с тренером – команда будет находиться там, где должна. Допустим, если в «Реал» поставить не топового тренера, вероятнее всего, он попадет в тройку в чемпионате Испании.

 

– Как зарплатная ведомость в «Кубани», «Урожае» и «Балтике» соотносилась с местом в таблице?

– В «Кубани» зарплаты были на уровне первой тройки ФНЛ, но там не платили зарплату несколько месяцев. Это сто процентов повлияло.

«Урожай» себя полностью реализовал. У нас были лучшие условия по деньгам в ПФЛ, все вовремя выплачивали. Когда я уходил, команда шла первой, в результате стала второй. Думаю, у «Чайки» условия были чуть хуже.

«Балтика» по бюджету – в десятке ФНЛ. Мы точно уступаем «Ротору», «Химкам» и «Торпедо». Нескольких игроков, которых я звал в «Балтику», выбрали эти три команды из-за чуть более высокой зарплаты.

 

– Вы говорили, что есть 32 варианта развития матча. Какие?

– Это не моя выдумка, взял у Бьелсы. Теоретически возможны 32 варианта, практически – почти невозможно, потому что это кардинальная смена стратегии.

Каким образом осуществляется переход из хаоса, когда мяча ни у кого нет? Либо постепенное развитие атаки, либо сразу вертикальная игра. Это два кардинально разных перехода.

Развитие атаки – два варианта. Либо ты лезешь в центр, как, например, «Барса» Гвардиолы, либо используешь ширину. В «Баварии» Пеп больше играл через фланги, потому что у него были Роббен и Рибери.

Переход в оборону – либо сразу вступаешь в отбор, либо выстраиваешь блок. Построение обороны – либо персональная опека, к чему постепенно возвращается футбол (практически вся Латинская Америка уже к ней вернулась, в Европе самая крутая команда с персоналкой – «Аталанта»), либо зональная.

Нужно ориентироваться по сопернику. Например, «Химки» Андрея Талалаева отлично знают, как «Балтика» разыгрывает мяч от ворот, и они очень качественно накрывают вверху. Зачем «Балтике» пытаться выходить через такой частокол? Перед «Химками» мы даже не тренируем выход, а работаем над подбором и дальнейшим развитием атаки.

 

– Как вы сейчас добиваетесь универсализма от игроков?

– Просто пробую. По тренировкам видно, что игрок склонен к определенным действиям – например, если защитник хорошо пасует, не вижу проблем, чтобы попробовать его в середине поля. 

Самый яркий пример в «Балтике» – Максим Тишкин, который может сыграть на любой позиции в обороне и центральным полузащитником. В «Мордовии» он играл на краю обороны, в середине поля, но так часто, как в этом сезоне, он не менял позиции. Как не играл и в центре обороны.

 

– Вы говорили, что во времена «Баварии» Гвардиолы у вас была подписка на клуб. Что это такое?

– На клубном сайте у топов есть специальные платные разделы – например, у «Ливерпуля» называется «Liverpool TV Go».

«Бавария», например, когда летала на сбор в Катар, по платной подписке выкладывала полное расписание. Я был в шоке: за шесть дней они провели одиннадцать тренировок и один матч. Иногда выкладывали полное видео тренировок, какие-то внутренние вещи – как на базе расположены столы физиотерапевтов, как игроки проходят в столовую.

У «Баварии» подписка стоила 50 евро в месяц. Сейчас у меня ее нет – подписан на  «Ливерпуль», «Манчестер Сити», «Ювентус», «ПСЖ» и «Лидс». На это улетают долларов 200 в месяц.

Показывают кабинет Гвардиолы – висит расписание недельного цикла. Останавливаешь видео – и изучаешь. Показывают раздевалку после победы – меня не очень интересует, как радуются игроки, смотрю за тем, что стоит на столе. У «Ювентуса» стоит шейкер для смузи, у каждого игрока – своя коробка с фруктами. 

 

– Самое необычное, что вы увидели по подписке?

– В Париже выпал снег, игроки «ПСЖ» не пошли тренироваться на поле. Думаю: что они делают вместо тренировки? Оказалось, у них стоят восемь-десять столов для текбола (искривленный стол, по которому можно ударять любой частью тела, кроме рук –  Sports.ru). Увидел их еще при Унаи Эмери – тогда не знал, что такое текбол. Смотрю: вроде теннисный стол, но не он. Играют мячом, он отскакивает. Весь стол заклеен эмблемами «ПСЖ» и спонсоров – как понять, что это такое? Остановил видео, стал искать хотя бы малейшее обозначение самого стола – и увидел «текбол».

Но главное откровение – у «Баварии» в автобусе есть криосауна. Не знаю, где она находится. «Бавария» выложила интервью водителя автобуса – он показывал гараж, как из него выезжают, общее про автобус. И вдруг он говорит о криосауне.

 

– Знаю, что именно по подписке вы узнали, как Гвардиола чертит тренировочное поле.

– Да, хотелось досконально понять, в какой зоне какой игрок должен быть для развития позиционной игры. В «Баварии» из трех полей два были расчерчены, при этом чаще всего снимали поле без разметки.

В «Баварии» у Гвардиолы поле было расчерчено на пять вертикальных каналов (получаются 20 зон) – эту разметку я забрал себе в «Кубань-2», потом она перенеслась на «Кубань» и «Балтику». В «Барселоне» у него был еще прямоугольник в середине поля, в котором строились многие упражнения – после стажировки у Пепа в «Краснодар» эту разметку принес Олег Кононов. В «Кубани» похожую разметку использовал Виктор Гончаренко.

 

– «Балтика» летом очень сильно обновила состав, но в этом сезоне лидирует по владению мячом, по доле коротких передач занимает третье место (после «Чертаново» и «Спартака-2»), четвертая – по интенсивности прессинга. Как так быстро адаптировать новичков под такой стиль?

– Допустим, игрок хорошо владеет мячом, хорошо думает на поле, но эти качества могут быть скрыты, потому что он играет в команде, проповедующей силовой футбол. Мы изначально ищем таких игроков, поэтому в этом смысле нам проще проводить селекцию.

Я как тренер должен просто повернуть ключ, дать новичкам то, к чему у них есть предрасположенность. Если игрок понимает, что по психотипу этот футбол – его, обучение проходит легче, чем если взять футболиста, которого придется ломать. 

Для прессинга нужна молодая команда – еще один критерий селекции. Качественный подбор новых игроков помог сделать скачок – и я даже не про результаты, а про саму игру.

 

– Как вы взаимодействуете со спортивным блоком при селекции?

– Я предложил модельные характеристики. Например, центральный полузащитник должен быть похож на Игоря Коновалова – и дальше спортивный отдел ищет варианты на доступные нам деньги, приносит их тренерам.  Большое внимание уделяем первому касанию: если оно плохое, вся тактика может рухнуть.

Летом искали центрального защитника с левой ногой – в прошлом сезоне его не было. Соперники нас читали, загоняли под правую ногу, и мы не могли выйти из-под прессинга. Также в прошлом сезоне не было левоногого левого защитника – теперь у нас их два.

Помогают и наработки тренерского штаба: Максима Кузьмина, Ильнура Альшина и Яна Казаева мы вели еще с «Кубани».

 

– В конце ноября спортивный директор «Балтики» Исмаил Ибрагимов твитнул: «Начали сотрудничество с IT-компанией, к концу сезона разработаем приложение, позволяющее оценивать состояние футболистов. Также планируем с помощью обучения определенным алгоритмам нейронной сети оптимизировать скаутскую и аналитическую работу». Звучит очень круто и очень непонятно.

– Сеть получит все технико-тактические, физиологические и медицинские данные (рост, вес, жировая прослойка, давление, пульс), показатели приложения Soccer Pulse. На основе этого сеть спрогнозирует, когда игрок будет наименее эффективен – во всяком случае, стоит такая цель. 

Разработчики, не видя нашу игру, разделили игроков по кластерам. Естественно, пас – определяющий показатель. Уже сейчас сеть дает прогноз, кто из игроков лучше открывает линии для передач.

Сеть связывает игроков паутиной. Кто-то пропускает матч из-за травмы или дисквалификации – сеть находит игрока с лучшей связью с партнерами, который сможет его заменить. Примерно то же самое с селекцией – нужны только данные потенциального новичка.

 

– Разработчики сами на вас вышли?

– Нет. У нас есть игрок Иван Маклаков, главный разработчик – его товарищ, с которым они вместе играли в юности.

Я далек от искусственного интеллекта, сначала вообще не понимал, как что работает. Встретились с парнем, он попросил доступ ко всем данным и обрисовал перспективы. Мы открыли доступ к Soccer Pulse, InStat, Playertek – за три месяца ребята разработали бета-версию.

 

– Если бы вам сейчас дали миллион евро, какую технологию вы бы привезли в «Балтику»?

– Не хватает анализа специфических данных, которые нужны мне. Передачи без тактики – это неинтересно. Мне нравятся передачи в активно выгодную позицию – хотелось бы, чтобы статистика велась относительно прессингующего соперника, закрытых команд, расстановок. В «Кубани» мы пытались это считать сами, но это очень тяжело. Нужна научная группа.

 

– Но эта история – про человеческий ресурс. А если именно технологии?

– Hudl. Ставится камера высокой точности – дается онлайн-картинка, видно, какие дистанции соблюдаются между игроками, где игроки недобегают, тут же показывается калорийный запас футболистов. Сидит оператор, ты прямо во время матча просишь скинуть какой-то момент, и он тут же тебе его присылает.

Сейчас у нас нет возможности показать видео в перерыве – все на словах. Hudl могут себе позволить только европейские топ-клубы: «Ман Сити», «Ливерпуль», «Тоттенхэм». В «Баварии» Hudl был еще при Гвардиоле – на скамейке они всегда сидели с айпадом.

Стена, которая была у Нагельсманна в «Хоффенхайме» – круто. Один раз в «Балтике» на тренировке мы выводили стандарты соперника на табло. Игроки смотрели, как соперник разыгрывает стандарт, и тут же моделировали его на поле. Конечно, стена намного лучше: снимаешь тренировку с дрона, что-то тебе не понравилось – остановился, показал игрокам эпизод на стене.

В «Балтике» тоже есть дрон – через 20-30 минут после тренировки я получаю запись. На изучение уходит минут 15 – я смотрю только тактические вещи. Если что-то нужно подкорректировать, скидываю видео игроку.

 

– Три главные вещи, которые характеризуют ФНЛ в этом сезоне?

– Первое – борьба, но так было всегда, даже когда я еще играл. Если ты не можешь выигрывать единоборства, тебя уничтожат – и неважно, какой у тебя стиль игры. Значит, в тренировках должно быть больше специфической силовой подготовки, контактных упражнений.

Особенность этого сезона – персональная опека. Тренд задают лидеры – «Торпедо», «Химки». Раньше все играли зонно.

Третье – отсутствие явного лидера по качеству игры. Например, два года назад в ФНЛ были «Крылья Советов» и «Енисей» – абсолютные доминаторы. Сейчас «Ротор», «Химки», «Торпедо», «Нефтехимик», «Чертаново», «Балтика» – сопоставимые команды по уровню, хоть и очень разные по стилю.

 

– Какие команды интереснее всего с точки зрения стиля?

– «Торпедо» выбивается. Мощный вертикальный футбол плюс сумасшедшие стандарты. Они не только подают – часто очень интересно разыгрывают.

Под конец первой части сезона у них чуть ухудшились результаты – думаю, из-за очень энергозатратного стиля. Они достаточно времени проводят без мяча, плюс высокий прессинг и элементы персональной опеки –  под такие условия нужна хорошая физическая подготовка.

 

Александр ДОРСКИЙ

 

Полная версия интервью:

https://www.sports.ru/tribuna/blogs/fczenitspb/2678651.html

27.12.2019
VK Telegram


Возврат к списку