Как стать руководителем Отдела развития клуба ФНЛ
Интервью Юрия Аракеляна интернет-порталу «Футбологика»
Юрий Аракелян известен в узком кругу специалистов как креативный и деятельный сотрудник, и его назначение в роли руководителя отдела развития ФК «Балтика» однозначно даст позитивный эффект для клуба. Мы связались с Юрием и немного пообщались о его пути и принципах работы.
- Юра, сколько лет ты уже в профессиональном футболе работаешь?
- В профессиональном футболе я уже почти 3 года. Мой путь довольно-таки банальный: с 6 лет я играл в футбол, к 21 успел разорвать «кресты» со всеми вытекающими. Закончил с футболом, но решил, что я останусь в нем, но уже с другой стороны.
- А расскажи, где играл на детско-юношеском уровне.
- Занимался я в ДЮСШ «Арсенал» (Тула). Мы до сих пор являемся единственной юношеской командой, которая вышла в финал кубка России по своему возрасту из Тулы. Потом были ФК «Столица», «Спартак-2», колено, областные первенства. Если оценивать себя объективно, мог бы поиграть в ФНЛ, в клубе от 8 места и ниже.
- В какой момент ты лично для себя понял, что карьера игрока тебе не светит?
- Травма колена сказала свое веское слово. Тогда я учился на факультете юриспруденции, из-за травмы стал чаще ходить в ВУЗ и осознал… юриспруденция не моё.
- И чем стал дальше заниматься?
- Перевёлся в Останкино на журфак, и там у меня сразу все пошло, меня сразу же стали выделять такие мэтры как, Андрей Маркович и Дмитрий Губерниев, на чьих факультетах я учился.
Понятно, что желания играть во второй лиге, КФК особого не было — футбольный мир маленький, и я прекрасно знал, что такое погрязнуть в низших лигах... На футбольном сленге это «болото». Подумав обо всем, я понял, что туда я не хочу.
Я никогда не делал и не работал в тех местах, где мне не нравилось. Жизнь слишком коротка, чтобы стесняться или переживать о том, что скажут другие. Спортивная наглость и азарт остались во мне с футбольного поля. С этим полный порядок!
В институте я сделал проект для «Amateur-League», арендовал по вечерам студию в вузе и снимал передачи о футбике, о любителях. Крутой этап моей жизни! Я научился делать все сам на съемочной площадке, на втором курсе я работал в первом антикоррупционном СМИ — мне чертовски хотелось попробовать писать, никогда не любил этот жанр, но заставил себя тогда.
Через 2 месяца создал собственный отдел, гонял на встречи с Юрием Лужковым, Александром Добровинским — мне всегда нравилось общаться с умными людьми, анализировать их мысли. После этого я сделал с товарищем проект Fair Player, мы сами обзванивали все клубы и просили нас принять. Там я проводил тренировку с основой, а мой товарищ был типа болельщиком: оценивал инфраструктуру, общался с другими болелами — такой обзор подготовки команды к матчу и обзор самого матча с двух сторон.
После я сделал проект Football Questions, приглашал на съемку известных ведущих Дмитрия Дерунца, Павла Занозина, Игоря Кытманова, и мы устраивали батл, кто круче разбирается в футболе. Ну, а затем был Первый канал. Мы снимали «Лучше всех», «Минута славы», «Три аккорда». Мне реально была интересна вся эта творческая возня.
Стал заниматься развитием журналистских навыков, комментаторским мастерством, хотел делать крутые вещи о российском футбике, мне всегда было неинтересно смотреть то, о чем снимают и как говорят с экрана о футболе.
- Очень круто. А чем ты занимался в «Химках»? Чем подмосковный клуб тебе запомнился? Со знаком плюс и со знаком минус.
— Оу) нарисовать баннеры к перфу – камон, сделать бар для болел – камон, снять фильм о шалимове – камон. Я не был ни в чем ограничен, все, что я придумывал, я делал! Наверное, кроме одной штуки: мне так и не дали скинуть и презентовать маскота, который спрыгнул бы с вертолета перед матчем, и положил бы мяч на центр поля.
Шереметьево, все дела... Ты прекрасно понимаешь, что наша работа очень зависит от финансов. Моя позиция, что за любую работу надо платить, а качество стоит денег. Но к этому надо дойти. Многие недооценивают работу специалиста по работе с болельщиками. Либо считают, что это обязательная позиция в клубе есть и есть.
Плюс – это огромный опыт.
Минусов – масса. В Химках живут в основном приезжие, люди, которые снимают квартиры чуть дешевле, чем в Москве. Сам по себе городской округ небольшой. «Динамо» играет на поле «Арены-Химки», рядом ЦСКА, «Спартак». Я думаю, все поняли, о чем я. Огромный опыт работы в кризисном клубе, это я считаю плюсом!
- Когда поступило предложение в «Балтику»? Чем сейчас там занимаешься?
- Я остался в хороших отношениях с Тажутдином Нажмутдиновичем Качукаевым. После его ухода из «Химок» мы постоянно были на связи. К середине ноября он мне сообщил, что скоро окажется в клубе ФНЛ с новым стадионом. Я сразу же решил для себя, если именно этот человек возглавит клуб, то я буду готов к переезду. Я верю в его идеи, и у нас полностью совпадает мировоззрение на тему развития футбола.
Сейчас я работаю в трех направлениях: коммерция, работа с болельщиками, пресс-служба. Конкретные задачи на данный момент, создание интересного мерча, наполнение магазина, переговоры с потенциальными спонсорами, создание матч-дэя, введение на стадион конкурентного фаст фуда, разработка билетной программы, изучение нового стадиона, распределение зон для болельщиков, разработка медиа-плана (да и в целом – новой концепции дизайна клуба), запуск шатлов, брендирование остановок, продвижения бренда «Балтики» в городе и так далее.
- Назови три проблемы нашего футбола и три положительных фактора, почему наш футбол никогда не потонет?
- Первая проблема в том, что очень часто в клубы ставят людей, которые не имеют управленческого навыка. Или берут по принципу «Заслуженный футболист? Ну, иди – управляй!». Я встречал таких людей: многие из них зачастую просто не умеют даже грамотно говорить. Вторая проблема — финансовая: каждый год команды на грани вылета, а вытекает это из первой проблемы. Простые болельщики не знают, за кого они болеют: вот была «Томь» в начале сезона с одними людьми, во второй части сезона будут другие исполнители и другой результат. Футболисты ходят по кругу.
Еще летом, когда я приехал в Калининград на матч чемпионата мира, я обратил внимание на то, что в городе вообще нет позиционирования клуба как бренда. Затем мы проанализировали, что было сделано предыдущим руководством «Балтики» в работе с населением по привлечению болельщиков, популяризации футбола, и пришли к выводу, что никакой работы не было проведено.
Еще одна проблема: клубы нерентабельны, их финансируют сверху, сюда входят трансляции, контент, в целом у 90% футбольных клубов нет понимания, какой продукт они хотят продать. Клубы набиваются хорошими футболистами, тренерами, спортивными директорами — все остальное людям неважно, нет понимания, что маркетолог, работник с болельщиками, smm-менеджер, операторы, ведущий клубного канала — должны быть также квалифицированными и высоко оплачиваемыми специалистами. От этих людей зависит подача продукта во внешний мир.
Не потонет наш футбик, пока есть такие люди, как мы, Стас Меркис, парень из Ростова, который делал тему с GTA, фотограф из «Анжи» и многие другие энтузиасты, которым интересен футбол. Есть очень много талантливых людей, и мы стараемся их искать, давать шанс молодым! За ними будущее, за теми, кто болеет этой игрой!
- Какие еще примеры тебя вдохновляют в российском или мировом футболе?
- Если мы говорим про «Зенит» и «Локо», то это – определенный бюджет на работу с болельщиками, огромные траты. Давайте сравним, вот есть Денис Денисов, и Меркис. Два талантливых человека. Но качество контента совершенно разное. Если взять выпуск G-Drive с Дзюбой, Миллером, Кержаковым, то можно заметить, что на одном болиде, на котором Дзюба подъезжал к стадиону, установлено около 5-6 камер, с хорошими переходами — там работают профессионалы.
Я думаю, что за этим стоит большая команда профессионалов, телевизионщиков. Если говорить про Станислава Меркиса, то это интересная идея, но не всегда качественная. Но лучше так, чем вообще ничего. «Ростов» круто реализовал идею с GTA. Это привлекает людей, в том числе и на стадион.
- Расскажи о сложностях в твоей работе, и как бы ты ее решил за счет молодых специалистов. Вообще, будучи сотрудником клуба, откуда ты черпаешь кадры – экс-футболисты, студенты, фрилансеры?
- Вот на данный момент у меня есть проблема с пресс-атташе. Ко мне обратился действующий сотрудник и сообщил, что не совсем успевает работать в предложенном темпе. До конца февраля он будет с нами, и мне нужно найти ему замену. Я буду брать молодого специалиста, может быть, даже эффектную девушку; почему нет — у нас нет комплексов и барьеров в этом плане. Я сегодня занялся этим вопросом и, скорее всего, я сделаю конкурс среди учеников местного университета БФУ.
Разработаю 5-6 конкурсов, отберу около 5-7 человек, которые будут биться за звание пресс-атташе ФК «Балтика». Что это даст мне: неплохой фидбэк плюс – привлечение внимания от всех друзей наших участников. Мы сделаем голосование в Insta и VK. Абсолютно уверен, у нас будет прирост посетителей, какой-то процент людей осядет и придет на стадион. Ну и, надеюсь, что мы реально найдем и раскроем потенциал молодой звезды. Как-то так.
- Наш проект «Футбологика» так и появился, мы сами стали себе готовить манагеров по разным направлениям. А чтобы ты порекомендовал РФС, РМА или таким мелким проектам, как у нас, видоизменить в обучении, чтобы выпускники были максимально адаптированы к работе в профессиональных клубах?
- Я не могу советовать опрометчиво, в каждый вопрос нужно вникать. У меня сейчас масса дел, например, вникнуть в строение стадиона «Калининград». Поверьте мне, половина людей уже сломались бы на этом этапе, не говоря уже о том, что мне нужно распределить все наши приколюхи. Поэтому я не готов размышлять на эту тематику, она очень глобальная. Чуть позже, смогу ответить более детально.
- В принципе все! В конце направляю тебе приглашение в Питер – выступить на нашем семинаре по маркетингу 24 февраля.
- Спасибо. Договорились!
#Футбологика
#БалтикаКалининград
#ЮрийАракелян